3. Применение специальных сигналов – ПДД кратко

Пожалуйста, ознакомьтесь перед прочтением!

Внимание! Данный текст является кратким автоматически сгенерированным пересказом главы 3 («Применение специальных сигналов») правил ПДД РФ (постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»), действующего на дату публикации (02.09.2025). Текст не претендует на точность и не должен использоваться, как замена официальному тексту документа, т.к. является вольной интерпретацией нейросети. Пересказ создавался, как памятка, его не стоит использовать для изучения ПДД, если Вы еще не знаете Правила. Текст создавался максимум для того, чтобы быстро напомнить себе о положениях той или иной главы ПДД. С актуальным и полным текстом Правил Вы можете ознакомиться на сайте СПС «Консультант Плюс» по ссылке https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=506719&dst=885%2C-2#ZJdXdvUC4HzYeuDz

1) Порядок использования синего и синего+красного маячков

  • Водители ТС с включённым проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8–18 и приложений 1–2 ПДД при условии обеспечения безопасности движения. (п. 3.1)
  • На ТС ГИБДД, ФСО, ФСБ и Военной автомобильной инспекции к синему маячку может добавляться красный — и при включении синего и красного те же права (отступать от требований тех же разделов) при обеспечении безопасности. (п. 3.1)
  • Для получения преимущества водителю нужно включить проблесковый маячок синего цвета либо синий+красный и специальный звуковой сигнал; право на приоритет можно применять только убедившись, что другие уступают дорогу. (п. 3.1)
  • Водители сопровождаемых транспортных средств получают указанное право, если сопровождающие — с синим+красным и звуком; на сопровождаемых ТС должен быть включён ближний свет фар. (п. 3.1)

2) Обязанности других участников при приближении спец-ТС (синий / синий+красный)

  • При приближении ТС с синим маячком + спец. звуком водители обязаны уступить дорогу или освободить полосу (ряд) путём перестроения или выполнить иной допустимый манёвр, если спец-ТС движется по той же полосе/ряду, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд. (п. 3.2)
  • То же относится к ТС с синими и красными маячками + звуком — причём это распространяется и на сопровождаемое им транспортное средство(а). (п. 3.2)
  • Водители обязаны принять все меры, чтобы уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанным ТС и сопровождаемым. (п. 3.2)
  • Запрещено обгонять ТС, имеющее специальные цветографические схемы с включённым синим маячком и звуком. (п. 3.2)
  • Запрещено обгонять и опережать ТС с включёнными синими и красными маячками и звуком и сопровождаемое им(и), а также двигаться по соседним полосам с их скоростью, создавая помехи и препятствуя организованному движению. (п. 3.2)

3) Приближение к стоящему спец-ТС

  • При приближении к стоящему ТС с включённым синим или синим+красным маячком водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться, если потребуется. (п. 3.3)

4) Когда включается жёлтый/оранжевый маячок и что он значит

Проблесковый маячок жёлтого или оранжевого цвета включается при:

  • работах по строительству, ремонту или содержанию дорог; погрузке повреждённого/неисправного/перемещаемого ТС;
  • движении крупногабаритных ТС и перевозке грузов повышенной опасности;
  • движении тяжеловесных ТС, при котором допускается отступление от требований некоторых дорожных знаков (см. п. 3.5);
  • сопровождении тяжеловесных и/или крупногабаритных ТС и ТС, перевозящих опасные грузы;
  • сопровождении организованных групп велосипедистов при тренировочных мероприятиях;
  • организованной перевозке группы детей.
    Важно: включённый жёлтый/оранжевый маячок не даёт преимущества в движении — он служит только предупреждением. (п. 3.4)

5) Что разрешено при включённом жёлтом/оранжевом маячке (ограничения и исключения)

  • Водители ТС с включённым жёлтым/оранжевым маячком при выполнении работ по дорогам (ремонт, содержание), погрузке повреждённых/перемещаемых ТС могут отступать от требований дорожных знаков и дорожной разметки, а также от пунктов 9.4–9.8 и 16.1 ПДД, НО с условием обеспечения безопасности и исключая (не вправе отступать от) знаки: 2.2, 2.4–2.6, 3.11–3.14, 3.17.2, 3.20. (п. 3.5)
  • Водители крупногабаритных и тяжеловесных ТС с жёлтым/оранжевым маячком при наличии специального разрешения на движение (ст. 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах…») и сопровождающие их ТС с жёлтым/оранжевым маячком могут отступать от требований дорожной разметки при обеспечении безопасности. (п. 3.5)
  • Также при наличии указанного специального разрешения водители тяжеловесных/крупногабаритных ТС или сопровождающих ТС с жёлтым/оранжевым маячком могут отступать от требований знаков 3.4 и 3.11–3.13, при условии обеспечения безопасности. (п. 3.5)
    (отметка: ссылки на спецразрешение — см. ст.31 ФЗ «Об автомобильных дорогах…» — важный формальный нюанс при тяжеловесе/крупногабарите). (п. 3.5)

6) Бело-лунный маячок (почта, перевозка денег/ценностей)

  • Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и ТС, перевозящих денежную выручку и/или ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал ТОЛЬКО при нападениях на такие ТС. (п. 3.6)
  • Бело-лунный маячок не даёт преимущества в движении — он служит для привлечения внимания полиции и иных лиц. (п. 3.6)

7) Коротко (памятка)

  1. Синий маячок + звук = приоритет, но только если включён и убедились, что уступают. (п. 3.1)
  2. Синий+красный (у ряда органов) = тот же приоритет; сопровождаемое ТС — с ближним светом. (п. 3.1)
  3. Услышав/увидев синий (или синий+красный) + звук — уступить или освободить полосу (перестроением или другим манёвром согласно ПДД). Нельзя мешать их организованному движению; в ряде случаев — обгон запрещён. (п. 3.2)
  4. Стоящее ТС со синим/син.+кр. маячком — снизить скорость и быть готовым немедленно остановиться. (п. 3.3)
  5. Жёлтый/оранжевый маячок — предупреждение (ремонт, крупногабарит, тяжеловес, сопровождение групп, перевозка детей и т.п.), не даёт преимущества; при его наличии допустимо отступать от ряда знаков/разметки, но с важными исключениями и с условием безопасности. (п. 3.4–3.5)
  6. Бело-лунный маячок (почта, перевозка денег/ценностей) — только при нападении, не даёт преимущества, служит для привлечения внимания полиции. (п. 3.6)

8) Короткий чек-лист для водителя (прямо для дороги)

  • Увидели/услышали синий или синий+красный + звук → освободите полосу / уступите (перестроение или другой допустимый манёвр). (п. 3.2)
  • Включён маячок + звук у служб — они могут не соблюдать ряд правил, но только при обеспечении безопасности. (п. 3.1)
  • Нельзя обгонять спец-ТС с синим маячком/цветографией или синим+красным и их сопровождаемых; не ехать рядом с ними «вровень», мешая. (п. 3.2)
  • Увидели стоящее спец-ТС с синим/син.+кр. — снизьте скорость и будьте готовы остановиться. (п. 3.3)
  • Жёлтый/оранжевый = предупреждение, не даёт преимущества; если видите жёлтый — будьте внимательны к работам, крупногабариту или сопровождению. (п. 3.4)
  • Бело-лунный = только при нападении (почта/инкассация), не даёт преимущества. (п. 3.6)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх