1. Общие положения – ПДД кратко

Пожалуйста, ознакомьтесь перед прочтением!

Внимание! Данный текст является кратким автоматически сгенерированным пересказом главы 1 (общие положения) правил ПДД РФ (постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения»), действующего на дату публикации (01.09.2025). Текст не претендует на точность и не должен использоваться, как замена официальному тексту документа, т.к. является вольной интерпретацией нейросети. С актуальным и полным текстом Правил Вы можете ознакомиться на сайте СПС «Консультант Плюс» по ссылке https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=506719&dst=100019#x8wwZvU6L0mNHiy61

1) Общие принципы

  • Единый порядок движения по всей РФ — все другие акты по движению должны соответствовать и не противоречить Правилам. (п. 1.1)
  • Участники обязаны знать и выполнять Правила, сигналы светофоров, знаки, разметку и указания регулировщиков. (п. 1.3)
  • Правостороннее движение на дорогах. (п. 1.4)
  • Действовать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда; запрещено повреждать/заграждать знаки, светофоры, оставлять предметы, создающие помехи; лицо, создавшее помеху, обязано устранить её или информировать участников движения и сообщить в полицию. (п. 1.5)
  • Нарушившие Правила несут ответственность по закону. (п. 1.6)

2) Определения и важные детали (п. 1.2)

(приведены наиболее практично значимые определения и критичные числовые/юридические параметры)

  • Автомагистраль — дорога со знаком 5.1, раздельными проезжими частями и отсутствием пересечений в одном уровне (или при их отсутствии — ограждение). (п. 1.2 — «Автомагистраль»)
  • Автопоезд — ТС, сцепленное с прицепом(ами). (п. 1.2 — «Автопоезд»)
  • Велосипед — ТС (не инвалидная коляска) с ≥2 колесами, приводится в основном мускульной силой; допускается электродвигатель до 0,25 кВт, отключающийся при скорости >25 км/ч. (п. 1.2 — «Велосипед»)
  • Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом. (п. 1.2 — «Велосипедист»)
  • Велосипедная дорожка / полоса для велосипедистов / велосипедная зона — элементы дороги, специально предназначенные и обозначенные для велосипедистов; различаются конструктивно и по знакам (4.4.1, 5.14.2, 5.33.1/5.34.1). (п. 1.2 — «Велосипедная дорожка/зона/полоса»)
  • Водитель — лицо, управляющее ТС; к водителю приравнен обучающий вождению. (п. 1.2 — «Водитель»)
  • Вынужденная остановка — прекращение движения из-за технической неисправности, опасности от груза, состояния водителя/пассажира или препятствия. (п. 1.2 — «Вынужденная остановка»)
  • Гибридный автомобиль — ТС с ≥2 различных преобразователей энергии и ≥2 разных систем аккумулирования энергии. (п. 1.2)
  • Главная дорога — дорога, обозначенная знаком(ами) 2.1 / 2.3.1–2.3.7 или 5.1; также — твердая (асфальт/бетон/каменные) по отношению к грунтовой, или любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие покрытия на второстепенной прямо перед перекрёстком не делает её равной главной. (п. 1.2 — «Главная дорога»)
  • Детская удерживающая система — конструкция для безопасной перевозки детей (лямки/адаптеры сами по себе не являются такими). Требования — ТР ТС 018/2011. (п. 1.2)
  • Дневные ходовые огни — внешние приборы для улучшения видимости спереди в светлое время суток. (п. 1.2)
  • Дорога — оборудованная/приспособленная для движения полоса земли или искусственная поверхность; включает проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы. (п. 1.2)
  • Дорожное движение — совокупность общественных отношений при перемещении людей/грузов по дорогам. (п. 1.2)
  • ДТП — событие при движении ТС, в результате которого есть гибель, ранения людей, повреждения ТС/сооружений/грузов или иные материальные убытки. (п. 1.2)
  • Железнодорожный переезд — пересечение дороги и железнодорожных путей на одном уровне. (п. 1.2)
  • Маршрутное транспортное средство — автобус/троллейбус/трамвай для регулярных перевозок по установленному маршруту с отмеченными остановками (в соответствии с законодательством). (п. 1.2)
  • Механическое ТС — приводимое в движение двигателем (включая тракторы, самоходные машины); не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды. (п. 1.2)
  • Мопед — 2–3-колёсное механическое ТС с макс. конструктивной скоростью ≤50 км/ч и либо ДВС ≤50 см³, либо электродвигатель >0,25 кВт и <4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы с аналогичными параметрами. (п. 1.2)
  • Мотоцикл — 2-колёсное механическое ТС (с/без бокового прицепа), ДВС >50 см³ или макс. конструктивная скорость >50 км/ч. Трициклы и квадрициклы с мотоциклетной посадкой тоже приравнены; есть предельные массы и мощность (см. текст). (п. 1.2)
  • Населённый пункт — застроенная территория с въездами/выездами, обозначенными знаками 5.23.1–5.26. (п. 1.2)
  • Недостаточная видимость — видимость дороги <300 м (туман, дождь и т.п.) и также сумерки. (п. 1.2)
  • Обгон — опережение, требующее выезда на встречную полосу (и последующего возвращения). (п. 1.2)
  • Обочина — элемент дороги рядом с проезжей частью, отличающийся покрытием или разметкой 1.2; используется для движения/остановки/стоянки в порядке, установленном Правилами. (п. 1.2)
  • Обучающий вождению / обучающийся — определения для инструктора и учащегося; требования к квалификации инструктора приведены в нормативных актах. (п. 1.2)
  • Опасность для движения / препятствие — определения ситуаций и неподвижных объектов, мешающих движению; при этом затор или ТС, остановившееся в соответствии с Правилами, препятствием не считается. (п. 1.2)
  • Прилегающая территория — территория, прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения (дворы, АЗС и т.п.); по ней движение осуществляется по Правилам. (п. 1.2)
  • Прицеп — ТС без двигателя, движущееся в составе с механическим ТС (включая полуприцепы). (п. 1.2)
  • Проезжая часть — часть дороги для движения безрельсовых ТС. (п. 1.2)
  • Разделительная полоса — конструктивно/разметкой выделенный элемент, разделяющий проезжие части; не предназначена для движения и остановки. (п. 1.2)
  • Разрешённая максимальная масса — масса снаряжённого ТС с водителем, пассажирами и грузом, установленная изготовителем; для сцепов — сумма РММ всех составляющих. (п. 1.2)
  • Регулировщик — лицо, имеющее полномочия регулировать движение (в форменной одежде/с отличительным знаком): полиция, ВАИ, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на переездах/паромах и пр.; также уполномоченные работники транспортной безопасности на определённых участках. (п. 1.2)
  • Средство индивидуальной мобильности — одно/многоколёсное моторизированное средство для индивидуального передвижения (электросамокаты, моноколёса и т.п.). (п. 1.2)
  • Остановка — преднамеренное прекращение движения на время до 5 минут, а также более, если нужно для посадки/высадки или загрузки/разгрузки. (п. 1.2)
  • Стоянка — прекращение движения на время более 5 минут, не связанное с посадкой/высадкой или загрузкой/разгрузкой. (п. 1.2)
  • Островок безопасности / направляющий — элементы обустройства для остановки пешеходов и для организации потоков движения (описаны конструктивно и по назначению). (п. 1.2)
  • Пешеход / пешеходные дорожки / пешеходная зона / пешеходный переход — расширенное определение пешехода (включая инвалидные коляски, средства индивидуальной мобильности, людей, ведущих велосипеды и др.); дорожки и зоны обозначаются соответствующими знаками; переход — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1/5.19.2 и/или разметкой 1.14.1–1.14.3; при отсутствии разметки ширина определяется расстоянием между знаками. (п. 1.2)
  • Полоса движения — любая продольная полоса проезжей части, достаточная для движения автомобилей в один ряд (обозначена или нет). (п. 1.2)
  • Пассажир — любое лицо, кроме водителя, находящееся в или входящее/выходящее из ТС. (п. 1.2)
  • Уступить дорогу (не создавать помех) — нельзя начинать/продолжать/возобновлять движение или манёвр, если это может вынудить участников с преимуществом менять направление или скорость. (п. 1.2)
  • Участник дорожного движения — лицо, принимающее участие как водитель, пешеход, пассажир. (п. 1.2)
  • Школьный автобус — специализированный автобус для перевозки детей, соответствующий требованиям техрегулирования и находящийся в собственности или распоряжении образовательной организации. (п. 1.2)
  • Электромобиль — ТС, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое от внешнего источника. (п. 1.2)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх